<< Назад | |
Администрация поселка Пристень
Пристенского района Курской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2019 года № 350
Об утверждении методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ поселка Пристень Пристенского района Курской области
В целях обеспечения эффективности и результативности расходования бюджетных средств, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Администрации поселка Пристень Пристенского района от 27.12.2019 No 349 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ поселка Пристень Пристенского района Курской области» Администрация поселка Пристень Пристенского района Курской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Глава поселка Пристень
Пристенского района
Курской области В.В. Катыхин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области от 29.12.2019 № 350
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАННЯ
по разработке и реализации муниципальных программ поселка Пристень Пристенского района Курской области
І. Общие положения
принципов:
- формирования муниципальных программ на основе долгосрочных целей социально-экономического развития и показателей (индикаторов) их достижения и учета положений государственных программ Российской Федерации, государственных программ Курской области, основных направлений деятельности Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области на соответствующий период, Решений Представительного Собрания Пристенского
2
района Курской области, постановлений Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области;
- наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований бюджета муниципального района "Пристенский район" Курской области;
- установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и/или качественными показателями состояния (изменения состояния) социально- экономического развития, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы), и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы));
- интеграции муниципальных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых) мер для достижения целей
муниципальных программ;
- определения органа местного самоуправления поселка Пристень Пристенского района Курской области, ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
- установления у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации муниципальной программы полномочий и наличия ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;
- проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики поселка Пристень Пристенского района Курской области с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
II. Разработка муниципальной программы и ее структура
программы, предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам муниципальной программы, за исключением требований к
основным мероприятиям.
11. Муниципальная программа имеет следующую структуру:
- паспорт муниципальная программы;
- текстовая часть;
- приложения к текстовой части муниципальной программы. В состав приложения должны быть включены таблицы 1- 4 согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям. Также в состав приложения могут включатся другие табличные формы;
- подпрограммы муниципальной программы.
а) наименование муниципальной программы;
6) наименование ответственного исполнителя;
в) должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона, электронный адрес непосредственного исполнителя.
14. Наименование муниципальной программы указывается в соответствии с
титульным листом.
муниципальной программы
При отсутствии программно-целевых инструментов в данном пункте необходимо указать слово "отсутствуют".
реализации муниципальной программы с выделением, в том числе, бюджетных ассигнований федерального, областного, местного бюджета.
Показатели (индикаторы) муниципальной программы и ожидаемые результаты характеризуют успешность реализации муниципальной программы
Характеристика текущего состояния и прогноза развития соответствующей сферы реализации муниципальной программы
муниципальной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов реализации муниципальной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы по Курской области (при возможности такого сопоставления).
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития должен определять тенденции ее развития и планируемые основные показатели по итогам реализации муниципальной программы.
При формировании прогноза развития сферы реализации муниципальной программы учитываются параметры прогноза социально-экономического развития Пристенского района, стратегические документы в сфере реализации муниципальной программы и текущее состояние сферы реализации
муниципальной программы.
Приоритеты муниципальной политики
в сфере реализации муниципальной программы
Цели и задачи муниципальной программы
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
- измеримость (достижение цели можно проверить);
- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации
муниципальной программы);
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
муниципальной программы.
Целевые (показатели) индикаторы муниципальной программы
Целевые показатели (индикаторы) даются в строгой увязке «цель муниципальной программы» —• «задача муниципальной программы» —•
«показатели муниципальной программы».
- адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы);
- точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы);
- объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей муниципальной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы);
- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки муниципальной программы);
- однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
- экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
- сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) муниципальных программ);
- своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
Показатели муниципальных программ должны быть сформированы с учетом
показателей, характеризующих достижение целей и решение задач, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Администрацией Курской области, Администрацией поселка Пристень Пристенского района Курской области и принятых в рамках законодательства в сфере стратегического
планирования. При необходимости следует включать в состав показателей муниципальной программы показатели, зафиксированные в соглашениях, планах мероприятий ("дорожных картах") и иных планах мероприятий, стратегиях, концепциях и иных программных документах и комплексах мер по развитию отдельных сфер и территорий и решению социально-экономических задач.
В качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
Описание наблюдаемых характеристик включает обоснование выбора физических величин (количественные, стоимостные, относительные или качественные), с помощью которых характеризуется процесс или объект наблюдения. Исходя из целей статистического наблюдения, для одного и того же процесса и (или) объекта наблюдения могут использоваться разные наблюдаемые характеристики.
Для показателя указываются периодичность (содовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за ответный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).
При необходимости приводятся дополнительные характеристики, необходимые для пояснения показателя.
Алгоритм формирования показателя представляет собой методику количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые пояснения к ней.
Пояснения к показателю должны отражать методические рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений показателя. Пояснения к показателю включают текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению.
Система показателей (индикаторов) должна обеспечивать возможность проверки и подтверждения достижения целей и решения задач, поставленных в муниципальной программе.
Этапы и сроки реализации муниципальной программы
Основные конечные результаты реализации муниципальной программы
- изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
- вывод от реализации муниципальной программы.
Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Расходы на реализацию муниципальной программы указываются в целом, с распределением по подпрограммам муниципальной программы и основным мероприятиям подпрограмм по кодам классификации расходов бюджетов.
Информация о расходах на реализацию муниципальной программы представляется по годам реализации муниципальной программы согласно приложению 1 таблицы 3-4 к настоящим Методическим указаниям.
Характеристика основных мероприятий муниципальной программы
При формировании набора основных мероприятий учитывается возможность выделения контрольных событий муниципальной программы (далее
- контрольные события программы) в рамках их реализации, позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий в течение года.
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля за ходом выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач подпрограммы.
Как правило, основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи подпрограммы.
Основные мероприятия необходимо формировать с учетом возможности отражения их наименований в целевых статьях расходов местного бюджета.
Информация об основных мероприятиях муниципальной программы отражается в таблице 2 согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям.
Обоснование выделения Подпрограмм
При формировании набора подпрограмм муниципальной программы следует учитывать следующие критерии:
- целевая направленность - подпрограмма (за исключением подпрограммы по обеспечению реализации муниципальной программы) должна быть направлена на достижение целей муниципальной программы, способствовать решению одной или нескольких задач муниципальной программы и обеспечивать достижение как минимум одного ожидаемого результата реализации муниципальной программы. На решение одной задачи муниципальной программы не может быть направлено более одной подпрограммы. Не допускается пересечение сфер реализации подпрограмм;
- масштаб - при формировании системы подпрограмм необходимо обеспечивать сопоставимость подпрограмм по объему финансового обеспечения и влиянию на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы;
- требования к минимальному набору подпрограмм - в составе муниципальной программы не может быть менее двух подпрограмм, предусматривающих финансовое обеспечение;
- управляемость - состав подпрограмм государственных программ формируется с учетом возможности оперативного управления их реализацией соисполнителями государственных программ.
Анализ рисков реализации муниципальной программы
- идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;
- качественную и, по возможности, количественную оценку факторов
рисков;
- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации
муниципальной программы.
В качестве факгоров риска рассматриваются такие события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы, на которые ответственный исполнитель, соисполнители и участники муниципальной программы не могут оказать непосредственного влияния. Под существенным влиянием в целях настоящих Методических указаний понимается такое влияние, которое приводит к изменению сроков и (или) ожидаемых результатов реализации муниципальной программы не менее чем на 10% от планового уровня.
В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы приводятся:
- меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов);
- мероприятия подпрограмм муниципальной программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;
- мероприятия по управлению реализацией муниципальной программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факгоров, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию муниципальной программы.
Методика оценки эффективности муниципальной программы
необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач подпрограмм и муниципальной программы в целом;
2) степени реализации основных мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации);
3) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств районного бюджета.
В рамках методики оценки эффективности муниципальной программы может предусматриваться алгоритм установления пороговых значений целевых
индикаторов (показателей) муниципальной программы. Пороговые значения целевых индикаторов (показателей) муниципальной программы на очередной год устанавливаются ответственным исполнителем муниципальной программы до начала соответствующего года и не могут быть изменены в течение года.
Превышение (недостижение) таких пороговых значений свидетельствуют об эффективной (неэффективной) реализации муниципальной программы.
Оценка эффективности проводится в соответствии с требованиями, указанными в приложении N 2 к настоящим Методическим указаниям.
III. Разработка подпрограммы муниципальной программы
Подпрограмма должна иметь следующую структуру:
1) паспорт;
2) текстовая часть.
Заполнение паспорта подпрограммы и
содержание подпрограммы муниципальной программы
IV. Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с муниципальной программой
Проект плана реализации муниципальной программы составляются ежегодно на соответствующий финансовый год и плановый период вместе с проектом муниципальной программы при ее разработке и проектом внесений изменений в утвержденную муниципальную программу, связанных с приведением муниципальной программы в соответствие с Решением Представительного Собрания поселка Пристень Пристенского района Курской области о бюджете муниципального района «Пристенский район» Курской области.
В плане реализации муниципальной программы на текущий финансовый год и плановый период отражаются:
контрольные события программы, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы, с указанием их сроков и ожидаемых результатов, позволяющих определить наступление контрольного события программы;
наименования ответственного исполнителя, соисполнителя или участника реализации муниципальной программы, ответственного за реализацию контрольного события программы;
сроки (даты) наступления контрольных событий программы.
При этом в план реализации необходимо включать контрольные события муниципальной программы, которые характеризуют ход исполнения планов мер ("дорожных карт"), направленных на совершенствование предпринимательского климата, поддержку экономического развития, реализацию мер муниципальной политики (структурных реформ) в отрасли, и контрольные события муниципальной программы, отражающие принятие ключевых с точки зрения достижения целей муниципальной программы нормативных правовых актов.
V. Мониторинг реализации муниципальной программы
VI. Подготовка годовых отчетов
- наименование муниципальной программы;
- наименование ответственного исполнителя (управление, отделом и т.д.);
- отчетная дата (для годового отчета — ответный год);
- должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается начальником управлений (отделов) Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области - ответственным исполнителем по муниципальной программе или его заместителем (в случае исполнения им обязанностей руководителя).
1) Конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за ответный год:
1.1. информацию о степени достижения целей и задач подпрограммы и
муниципальной программы в целом;
1.2. сведения о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы (таблица 5 приложения 1 к настоящим Методическим указаниям) ;
1.3. Сведения об исполнении муниципальных программ муниципального района "Пристенский район" Курской области в разрезе подпрограмм, основных мероприятий (таблица 6 приложение1 к настоящим Методическим указаниям) ;
1.4. сведения об использовании бюджетных ассигнований бюджета муниципального района «Пристенский район» в разрезе средств бюджетов различных уровней и разделов бюджетной классификации (таблица 7 приложение 1 к настоящим Методическим указаниям) ;
2) Запланированные, но не достигнутые результаты реализации муниципальной программы с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий и ведомственных целевых программ (в том числе ключевых мероприятий) с указанием факторов, повлиявших на их
реализацию и обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты.
В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.
3) Информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в муниципальную программу.
Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, должна содержать перечень изменений, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, их обоснование и реквизиты соответствующих нормативных правовых актов Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области
4) Оценку эффективности муниципальной программы.
Оценка эффективности реализации программы (подпрограммы) осуществляется на основе методики оценки ее эффективности разработанной с учетом Требований к оценке эффективности программы (приложение N 2 к настоящим Методическим указаниям).
Для выявления степени достижения запланированных результатов муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.
Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.
Для выявления степени исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) проводятся:
сравнение фактических сроков и результатов реализации контрольных событий программа с ожидаемыми;
сравнение фактических сроков реализации основных мероприятий подпрограмм программы с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.
В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям при необходимости следует с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы представлять аргументированное обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
перераспределения бюджетных ассигнований между основными мероприятиями программы (подпрограммы) в отчетном году;
исполнения плана реализации программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков, в том числе невыполнения (нарушения сроков выполнения) контрольных событий программы.
IV. Управление, контроль реализации и оценка эффективности
муниципальной программы
а) сравнение фактических сроков и результатов реализации контрольных событий программы с ожидаемыми;
6) сравнение фактических сроков реализации основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы с запланированными, а также сравнение фактических полученных результатов с ожидаемыми.
- отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
- значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
- возникновение экономии бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
- перераспределения бюджетных ассигнований между ведомственными целевыми программами и основными мероприятиями муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
- исполнения плана реализации муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков, в том числе невыполнения (нарушения сроков выполнения) контрольных событий программы.
Приложение 1
к Методическим указаниям
по разработке муниципальных программ поселка Пристень Пристенского района Курской области
Таблица 1
СВЕДЕНИЯ
o показателях (индикаторах) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы и их значениях
N
|
Наименование показателя (Индіl катора) |
Ед. изм. |
Целевые значения |
||
|
|
|
Первый год реализации муниципальной программы |
|
Последний год реализации
программы |
1 |
2 |
|
4 |
5 |
6 |
|
|||||
Цель I ... |
|||||
Задача №1 ... |
|||||
м |
Показатель (индикаторы |
|
|
|
|
1.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача №2 ... |
|
|
2.1 |
Показатель (индикатор) |
|
|
|
|
2.2 |
|
|
|
|
|
Цель II ... |
|||||
|
|
2
‘ ‘ ’
Таблица 2
Перечень мероприятий муниципальной программы
п/п |
Номер и наименование t3l2новного Me poпpиятия |
Ответстве нный исполните w |
Срок |
Ожидаемьйі непосредетвенньйі результат (краткое описание) |
Основные направления реализации <1> |
|
начала реализации |
окончания реализации |
|||||
|
2 |
|
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
Подпро |
грамма 1 |
|
|
|
Основное мероприятие 1.1 |
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие 1.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<l> В данной графе Оказываются наиболее значимые направления деятельности участников реализации основного мероприятия, раскрывающие его содержание (краткая характеристика мероприятия).
4
Таблица 3
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы
Статус |
Наименование муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы, ОСНОВНОГО мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители, участники (ГРБС) |
Код бюджетной классификации |
Объемы бюджетных ассигнований (тыс. рублей), годы |
||||||
ГРБС |
Раздел, подразд ел |
MП, пМП (подпрог рамма муницип альной программ |
ОМ (основ- ное мероприя тие) |
первый год реализации муниципально й программы |
второй год реализации муниципально й программы |
третий год реализации муниципаль ной программы |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Муниципальна я программа |
|
всего, в том числе |
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответственный исполнитель муниципальной программы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
соисполнитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
участник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 1 |
|
всего, в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель муниципальной программы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
участник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие |
|
всего, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответственный исполнитель мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие 1.2 |
|
всего, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответственный исполнитель мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов и внебюджетных источников на реализацию целей муниципальной программы (тыс. рублей)
Статус |
Наименование муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы, основного мероприятия |
Источники финансирования |
Оценка расходов (тыс. руб.), годы |
|||
очередной год |
первый год планового периода |
второй год планового периода |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
программа |
|
всего |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
областной бюджет |
|
|
|
|
||
местный бюджет |
|
|
|
|
||
внебюджетные источники <1> |
|
|
|
|
||
Подпрограмм а 1 |
|
всего |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
областной бюджет |
|
|
|
|
||
местные бюджеты |
|
|
|
|
внебюджетные |
<1> Здесь и далее в таблице внебюджетные источники - средства предприятий и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности; прочие источники.
Таблица 5
Сведения о достижении показателей (индикаторов) муниципальной программы
N п/п |
Показатель (индикатор) |
Ед. изм. |
Значения показателей (индикаторов) муниципальной программы |
Пояснение* |
|
План |
Факт |
||||
|
|
|
Муници |
пальная программа |
|
i |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По |
дпрограмма |
|
i |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* пояснение дается обязательно в случае если фактическое значение показателя (индикатора) меньше (больше) планового - указываются причины не достижения (перевыполнения) планового показателя
Таблица 6
Сведения об исполнении муниципальных программ муниципального района "Пристенский район" Курской области в разрезе подпрограмм, основных мероприятий за год
Наименование |
ЦСР |
План |
Кассовое исполнение |
Процент исполнения расходов, % |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
Таблица 7
Сведения об использовании бюджетных ассигнований бюджета муниципального района «Пристенский район» в разрезе средств бюджетов различных уровней и разделов бюджетной классификации расходов на реализацию
муниципальной программы
Источник финансирования |
Функциональная классификация расходов |
Предусмотрено законом (решением) о бюджете, тыс.руб. |
Предусмотрено муниципальной программой, тыс.руб. |
Кассовое исполнение (факт) за отчетный год, тыс. РУб. |
Процент исполнения расходов, %. |
1 |
2 |
|
4 |
5 |
5 |
ЮДЖеТ Ї\"Ї G CTOM , В Т.Ч.! |
ВСЕГО |
|
|
|
|
- средства федерального бюджета |
х |
|
|
|
|
- средства областного бюджета |
х |
|
|
|
|
- средства местного бюджета |
х |
|
|
|
|
Внебюджетные средства |
х |
|
|
|
|
Вceгo по подразделу |
|
|
|
|
|
- в т.v. средства федерального бюджета |
|
|
|
|
|
Приложение N 2 к Методическим указаниям
o разработке муниципальных программ поселка Пристень Пристенского района Курской области
TPEБOBAHИЯ
К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИІДНІАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
І. Общие положения
оценки степени достижения целей и решения задач муниципальной программы;
оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм;
оценки степени реализации основных мероприятий, достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - оценка степени реализации мероприятий);
оценки степени соответствия запланированному уровню затрат;
оценки эффективности использования средств бюджета муниципального района «Пристенский район» Курской области.
муниципальной программы, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач муниципальной программы и оценки эффективности реализации подпрограмм.
II. Оценка степени реализации мероприятий
СРм = Мв / М,
2
где:
СРм - степень реализации мероприятий;
Мв - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
При формировании методики оценки эффекгивности реализации муниципальной программы ответственный исполнитель с учетом специфики данной муниципальной программы определяет, на каком уровне рассчитывается степень реализации мероприятий на уровне основных мероприятий подпрограмм;
В зависимости от специфики муниципальной программы степень реализации мероприятий может рассчитываться:
- только для мероприятий, полностью или частично реализуемых за счет средств бюджета муниципального района «Пристенский район» Курской области.;
- для всех мероприятий муниципальной программы.
- мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95% от запланированного и не хуже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию
<1>. В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах;
<1> Выполнение данного условия подразумевает, что в случае если степень достижения показателя (индикатора) составляет менее 100%, проводится сопоставление значений показателя (индикатора), достигнутого в отчетном году, со значением данного показателя (индикатора), достигнутого в году, предшествующем отчетному. В случае ухудшения значения показателя (индикатора) по сравнению с предыдущим периодом (т.е. при снижении значения показателя (индикатора) по показателю (индикатору), желаемой тенденцией развития которого является рост, и при росте значения показателя (индикатора), желаемой тенденцией развития которого является снижение) проводится сопоставление темпов роста данного показателя (индикатора) с темпами роста объемов расходов по рассматриваемому мероприятию. При этом мероприятие может считаться выполненным только в случае, если темпы ухудшения значений показателя ниже темпов сокращения расходов на реализацию мероприятия (например, допускается снижение на 1% значения показателя, если расходы сократились не менее чем на 1% в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному).
- мероприятие, предусматривающее оказание государственных услуг (работ) на основании государственных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета муниципального района «Пристенский район» Курской области. считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей государственных заданий по объему и по качеству государственных услуг (работ) не менее чем на 95% от установленных значений на отчетный год;
- по иным мероприятиям результаты реализации могут оцениваться как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата (оценка проводится экспертно).
уровню затрат
CC , = 3ф / 3„
где:
CC , - степень соответствия запланированному уровню расходов;
Зф - фактические расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году;
3 - плановые расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году.
В качестве плановых расходов из средств иных источников используются данные по объемам расходов, предусмотренных за счет соответствующим источников на реализацию подпрограммы в соответствии с действующей на момент проведения оценки эффективности редакцией муниципальной программы.
IV. Оценка эффективности использования средств
бюджета муниципального района «Пристенский район» Курской области.
где:
ис' СРИ / CC 9
ис эффективность использования средств бюджета;
CPL - степень реализации мероприятий, полностью или частично финансируемых из средств бюджета;
CC , - степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета.
Если доля финансового обеспечения реализации подпрограммы из средств бюджета составляет менее 75%, по решению ответственного исполнителя показатель оценки эффективности использования средств бюджета может быть заменен на показатель эффективности использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
ис' СРИ / С С уз›
где:
ис ‘ Эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы;
CPL - степень реализации всех мероприятий подпрограммы;
CC - степень соответствия запланированному уровню расходов из всех
ИGТОЧНИКОВ.
V. Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
СД '
..з
Злу-j/цф t fly-j/pц
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
где:
СД ./..з' ЗПц/цц / 3 ц/цф
СД›.. - степень достижения планового значения показателя (индикатора, характеризующего цели и задачи подпрограммы);
ЗПц/ ф - значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
3П»g» - плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
где:
CPL, - степень реализации подпрограммы;
CД<.. - степень достижения планового значения показателя (индикатора),
характеризующего цели и задачи подпрограммы;
N - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы.
При использовании данной формулы в случаях, если СДр„, больше 1, значение СДо„, принимается равным 1.
При оценке степени реализации подпрограммы ответственным исполнителем могут определяться коэффициенты значимости отдельных показателей (индикаторов) целей и задач. При использовании коэффициентов значимости приведенная выше формула преобразуется в следующую:
N
1
где k; - удельный вес, отражающий значимость показателя
(индикатора ), Z ki = 1.
ЭРјј/ц СРјј/ц Х ис›
где:
ЭРЛ, - эффективность реализации подпрограммы; СРОК, - степень реализации подпрограммы;
3. - эффективность использования средств бюджета (либо - по решению ответственного исполнителя - эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы).
Эффективность реализации подпрограммы признается средней, в случае если значение ЭРЛ, составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации подпрограммы признается удовлетворительной, в
случае если значение.. составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной.
Ответственный исполнитель может устанавливать иные основания для признания эффективности подпрограммы высокой, средней, удовлетворительной и неудовлетворительной, в том числе на основе определения пороговых значений показателей (индикаторов) подпрограммы.
VII. Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы
задачи муниципальной программы.
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
C 7'l rппз 3 гпф t 3 run›
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
где:
C 7'l rппз
3 run t 3Пpjjф
C 7lrnn - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы;
3 гпф - значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи
муниципальной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
3 run - плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы.
формуле:
1
где:
C P rп - степень реализации муниципальной программы;
C /ll.. - степень достижения планового значения показателя (индикатора),
характеризующего цели и задачи муниципальной программы;
М - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи
подпрограммы.
При использовании данной формулы, в случае если C Дrппj больше 1, значение
C Дrпв› принимается равным 1.
При оценке степени реализации муниципальной программы ответственным исполнителем могут определяется коэффициенты значимости отдельных показателей (индикаторов) целей и задач. При использовании коэффициентов значимости приведенная выше формула преобразуется в следующую:
СР„ 2q
1
CД,
х k„
где: k - удельный вес, отражающий значимость показателя
(индикатора), Z ki = 1.
2* |
где:
ЭРЛ - 0,5 х С Р„ + 0,5 х J
gq х k ,
ЭР . - эффективность реализации муниципальной программы; CP . - степень реализации муниципальной программы;
ЭРЛ, - эффективность реализации подпрограммы;
k - коэффициент значимости подпрограммы для достижения целей муниципальной программы, определяемый в методике оценки эффективности муниципальной программы ответственным исполнителем. По умолчанию k определяется по формуле: kj = Фј / Ф, где Фу - объем фактических расходов из бюджета (кассового исполнения) на реализацию j-й подпрограммы в отчетном году, Ф - объем фактических расходов из бюджета (массового исполнения) на реализацию муниципальной программы;
j - количество подпрограмм.
Эффективность реализации муниципальной программы признается средней,
в случае если значение составляет не менее 0,80.
Эффективность реализации муниципальной программы признается удовлетворительной, в случае если значение 3 составляет не менее 0,70.
В остальных случаях эффективность реализации муниципальной программы признается неудовлетворительной.
Ответственный исполнитель может устанавливать иные основания для признания эффективности муниципальной программы высокой, средней, удовлетворительной и неудовлетворительной, в том числе на основе определения пороговых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы и расчета доли показателей (индикаторов) муниципальной программы, соответствующих указанным пороговым значениям, при определении
показатели СРИ
Администрация поселка Пристень
Пристенского района Курской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2019 года № 350
Об утверждении методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ поселка Пристень Пристенского района Курской области
В целях обеспечения эффективности и результативности расходования бюджетных средств, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Администрации поселка Пристень Пристенского района от 27.12.2019 No 349 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ поселка Пристень Пристенского района Курской области» Администрация поселка Пристень Пристенского района Курской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Глава поселка Пристень
Пристенского района
Курской области В.В. Катыхин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области от 29.12.2019 № 350
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАННЯ
по разработке и реализации муниципальных программ поселка Пристень Пристенского района Курской области
І. Общие положения
принципов:
- формирования муниципальных программ на основе долгосрочных целей социально-экономического развития и показателей (индикаторов) их достижения и учета положений государственных программ Российской Федерации, государственных программ Курской области, основных направлений деятельности Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области на соответствующий период, Решений Представительного Собрания Пристенского
2
района Курской области, постановлений Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области;
- наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований бюджета муниципального района "Пристенский район" Курской области;
- установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и/или качественными показателями состояния (изменения состояния) социально- экономического развития, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы), и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы));
- интеграции муниципальных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых) мер для достижения целей
муниципальных программ;
- определения органа местного самоуправления поселка Пристень Пристенского района Курской области, ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
- установления у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации муниципальной программы полномочий и наличия ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;
- проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики поселка Пристень Пристенского района Курской области с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
II. Разработка муниципальной программы и ее структура
программы, предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам муниципальной программы, за исключением требований к
основным мероприятиям.
11. Муниципальная программа имеет следующую структуру:
- паспорт муниципальная программы;
- текстовая часть;
- приложения к текстовой части муниципальной программы. В состав приложения должны быть включены таблицы 1- 4 согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям. Также в состав приложения могут включатся другие табличные формы;
- подпрограммы муниципальной программы.
а) наименование муниципальной программы;
6) наименование ответственного исполнителя;
в) должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона, электронный адрес непосредственного исполнителя.
14. Наименование муниципальной программы указывается в соответствии с
титульным листом.
муниципальной программы
При отсутствии программно-целевых инструментов в данном пункте необходимо указать слово "отсутствуют".
реализации муниципальной программы с выделением, в том числе, бюджетных ассигнований федерального, областного, местного бюджета.
Показатели (индикаторы) муниципальной программы и ожидаемые результаты характеризуют успешность реализации муниципальной программы
Характеристика текущего состояния и прогноза развития соответствующей сферы реализации муниципальной программы
муниципальной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов реализации муниципальной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы по Курской области (при возможности такого сопоставления).
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития должен определять тенденции ее развития и планируемые основные показатели по итогам реализации муниципальной программы.
При формировании прогноза развития сферы реализации муниципальной программы учитываются параметры прогноза социально-экономического развития Пристенского района, стратегические документы в сфере реализации муниципальной программы и текущее состояние сферы реализации
муниципальной программы.
Приоритеты муниципальной политики
в сфере реализации муниципальной программы
Цели и задачи муниципальной программы
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
- измеримость (достижение цели можно проверить);
- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации
муниципальной программы);
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
муниципальной программы.
Целевые (показатели) индикаторы муниципальной программы
Целевые показатели (индикаторы) даются в строгой увязке «цель муниципальной программы» —• «задача муниципальной программы» —•
«показатели муниципальной программы».
- адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы);
- точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы);
- объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей муниципальной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы);
- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки муниципальной программы);
- однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
- экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
- сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) муниципальных программ);
- своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
Показатели муниципальных программ должны быть сформированы с учетом
показателей, характеризующих достижение целей и решение задач, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Администрацией Курской области, Администрацией поселка Пристень Пристенского района Курской области и принятых в рамках законодательства в сфере стратегического
планирования. При необходимости следует включать в состав показателей муниципальной программы показатели, зафиксированные в соглашениях, планах мероприятий ("дорожных картах") и иных планах мероприятий, стратегиях, концепциях и иных программных документах и комплексах мер по развитию отдельных сфер и территорий и решению социально-экономических задач.
В качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
Описание наблюдаемых характеристик включает обоснование выбора физических величин (количественные, стоимостные, относительные или качественные), с помощью которых характеризуется процесс или объект наблюдения. Исходя из целей статистического наблюдения, для одного и того же процесса и (или) объекта наблюдения могут использоваться разные наблюдаемые характеристики.
Для показателя указываются периодичность (содовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за ответный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).
При необходимости приводятся дополнительные характеристики, необходимые для пояснения показателя.
Алгоритм формирования показателя представляет собой методику количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые пояснения к ней.
Пояснения к показателю должны отражать методические рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений показателя. Пояснения к показателю включают текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению.
Система показателей (индикаторов) должна обеспечивать возможность проверки и подтверждения достижения целей и решения задач, поставленных в муниципальной программе.
Этапы и сроки реализации муниципальной программы
Основные конечные результаты реализации муниципальной программы
- изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
- вывод от реализации муниципальной программы.
Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Расходы на реализацию муниципальной программы указываются в целом, с распределением по подпрограммам муниципальной программы и основным мероприятиям подпрограмм по кодам классификации расходов бюджетов.
Информация о расходах на реализацию муниципальной программы представляется по годам реализации муниципальной программы согласно приложению 1 таблицы 3-4 к настоящим Методическим указаниям.
Характеристика основных мероприятий муниципальной программы
При формировании набора основных мероприятий учитывается возможность выделения контрольных событий муниципальной программы (далее
- контрольные события программы) в рамках их реализации, позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий в течение года.
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля за ходом выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач подпрограммы.
Как правило, основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи подпрограммы.
Основные мероприятия необходимо формировать с учетом возможности отражения их наименований в целевых статьях расходов местного бюджета.
Информация об основных мероприятиях муниципальной программы отражается в таблице 2 согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям.
Обоснование выделения Подпрограмм
При формировании набора подпрограмм муниципальной программы следует учитывать следующие критерии:
- целевая направленность - подпрограмма (за исключением подпрограммы по обеспечению реализации муниципальной программы) должна быть направлена на достижение целей муниципальной программы, способствовать решению одной или нескольких задач муниципальной программы и обеспечивать достижение как минимум одного ожидаемого результата реализации муниципальной программы. На решение одной задачи муниципальной программы не может быть направлено более одной подпрограммы. Не допускается пересечение сфер реализации подпрограмм;
- масштаб - при формировании системы подпрограмм необходимо обеспечивать сопоставимость подпрограмм по объему финансового обеспечения и влиянию на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы;
- требования к минимальному набору подпрограмм - в составе муниципальной программы не может быть менее двух подпрограмм, предусматривающих финансовое обеспечение;
- управляемость - состав подпрограмм государственных программ формируется с учетом возможности оперативного управления их реализацией соисполнителями государственных программ.
Анализ рисков реализации муниципальной программы
- идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;
- качественную и, по возможности, количественную оценку факторов
рисков;
- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации
муниципальной программы.
В качестве факгоров риска рассматриваются такие события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы, на которые ответственный исполнитель, соисполнители и участники муниципальной программы не могут оказать непосредственного влияния. Под существенным влиянием в целях настоящих Методических указаний понимается такое влияние, которое приводит к изменению сроков и (или) ожидаемых результатов реализации муниципальной программы не менее чем на 10% от планового уровня.
В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы приводятся:
- меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов);
- мероприятия подпрограмм муниципальной программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;
- мероприятия по управлению реализацией муниципальной программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факгоров, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию муниципальной программы.
Методика оценки эффективности муниципальной программы
необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач подпрограмм и муниципальной программы в целом;
2) степени реализации основных мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации);
3) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств районного бюджета.
В рамках методики оценки эффективности муниципальной программы может предусматриваться алгоритм установления пороговых значений целевых
индикаторов (показателей) муниципальной программы. Пороговые значения целевых индикаторов (показателей) муниципальной программы на очередной год устанавливаются ответственным исполнителем муниципальной программы до начала соответствующего года и не могут быть изменены в течение года.
Превышение (недостижение) таких пороговых значений свидетельствуют об эффективной (неэффективной) реализации муниципальной программы.
Оценка эффективности проводится в соответствии с требованиями, указанными в приложении N 2 к настоящим Методическим указаниям.
III. Разработка подпрограммы муниципальной программы
Подпрограмма должна иметь следующую структуру:
1) паспорт;
2) текстовая часть.
Заполнение паспорта подпрограммы и
содержание подпрограммы муниципальной программы
IV. Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с муниципальной программой
Проект плана реализации муниципальной программы составляются ежегодно на соответствующий финансовый год и плановый период вместе с проектом муниципальной программы при ее разработке и проектом внесений изменений в утвержденную муниципальную программу, связанных с приведением муниципальной программы в соответствие с Решением Представительного Собрания поселка Пристень Пристенского района Курской области о бюджете муниципального района «Пристенский район» Курской области.
В плане реализации муниципальной программы на текущий финансовый год и плановый период отражаются:
контрольные события программы, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы, с указанием их сроков и ожидаемых результатов, позволяющих определить наступление контрольного события программы;
наименования ответственного исполнителя, соисполнителя или участника реализации муниципальной программы, ответственного за реализацию контрольного события программы;
сроки (даты) наступления контрольных событий программы.
При этом в план реализации необходимо включать контрольные события муниципальной программы, которые характеризуют ход исполнения планов мер ("дорожных карт"), направленных на совершенствование предпринимательского климата, поддержку экономического развития, реализацию мер муниципальной политики (структурных реформ) в отрасли, и контрольные события муниципальной программы, отражающие принятие ключевых с точки зрения достижения целей муниципальной программы нормативных правовых актов.
V. Мониторинг реализации муниципальной программы
VI. Подготовка годовых отчетов
- наименование муниципальной программы;
- наименование ответственного исполнителя (управление, отделом и т.д.);
- отчетная дата (для годового отчета — ответный год);
- должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается начальником управлений (отделов) Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области - ответственным исполнителем по муниципальной программе или его заместителем (в случае исполнения им обязанностей руководителя).
1) Конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за ответный год:
1.1. информацию о степени достижения целей и задач подпрограммы и
муниципальной программы в целом;
1.2. сведения о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы (таблица 5 приложения 1 к настоящим Методическим указаниям) ;
1.3. Сведения об исполнении муниципальных программ муниципального района "Пристенский район" Курской области в разрезе подпрограмм, основных мероприятий (таблица 6 приложение1 к настоящим Методическим указаниям) ;
1.4. сведения об использовании бюджетных ассигнований бюджета муниципального района «Пристенский район» в разрезе средств бюджетов различных уровней и разделов бюджетной классификации (таблица 7 приложение 1 к настоящим Методическим указаниям) ;
2) Запланированные, но не достигнутые результаты реализации муниципальной программы с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий и ведомственных целевых программ (в том числе ключевых мероприятий) с указанием факторов, повлиявших на их
реализацию и обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты.
В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.
3) Информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в муниципальную программу.
Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, должна содержать перечень изменений, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, их обоснование и реквизиты соответствующих нормативных правовых актов Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области
4) Оценку эффективности муниципальной программы.
Оценка эффективности реализации программы (подпрограммы) осуществляется на основе методики оценки ее эффективности разработанной с учетом Требований к оценке эффективности программы (приложение N 2 к настоящим Методическим указаниям).
Для выявления степени достижения запланированных результатов муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.
Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.
Для выявления степени исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) проводятся:
сравнение фактических сроков и результатов реализации контрольных событий программа с ожидаемыми;
сравнение фактических сроков реализации основных мероприятий подпрограмм программы с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.
В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям при необходимости следует с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы представлять аргументированное обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
перераспределения бюджетных ассигнований между основными мероприятиями программы (подпрограммы) в отчетном году;
исполнения плана реализации программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков, в том числе невыполнения (нарушения сроков выполнения) контрольных событий программы.
IV. Управление, контроль реализации и оценка эффективности
муниципальной программы
а) сравнение фактических сроков и результатов реализации контрольных событий программы с ожидаемыми;
6) сравнение фактических сроков реализации основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы с запланированными, а также сравнение фактических полученных результатов с ожидаемыми.
- отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
- значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
- возникновение экономии бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
- перераспределения бюджетных ассигнований между ведомственными целевыми программами и основными мероприятиями муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
- исполнения плана реализации муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков, в том числе невыполнения (нарушения сроков выполнения) контрольных событий программы.
Приложение 1
к Методическим указаниям
по разработке муниципальных программ поселка Пристень Пристенского района Курской области
Таблица 1
СВЕДЕНИЯ
o показателях (индикаторах) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы и их значениях
N
|
Наименование показателя (Индіl катора) |
Ед. изм. |
Целевые значения |
||
|
|
|
Первый год реализации муниципальной программы |
|
Последний год реализации
программы |
1 |
2 |
|
4 |
5 |
6 |
|
|||||
Цель I ... |
|||||
Задача №1 ... |
|||||
м |
Показатель (индикаторы |
|
|
|
|
1.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача №2 ... |
|
|
2.1 |
Показатель (индикатор) |
|
|
|
|
2.2 |
|
|
|
|
|
Цель II ... |
|||||
|
|
2
‘ ‘ ’
Таблица 2
Перечень мероприятий муниципальной программы
п/п |
Номер и наименование t3l2новного Me poпpиятия |
Ответстве нный исполните w |
Срок |
Ожидаемьйі непосредетвенньйі результат (краткое описание) |
Основные направления реализации <1> |
|
начала реализации |
окончания реализации |
|||||
|
2 |
|
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
Подпро |
грамма 1 |
|
|
|
Основное мероприятие 1.1 |
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие 1.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<l> В данной графе Оказываются наиболее значимые направления деятельности участников реализации основного мероприятия, раскрывающие его содержание (краткая характеристика мероприятия).
4
Таблица 3
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы
Статус |
Наименование муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы, ОСНОВНОГО мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители, участники (ГРБС) |
Код бюджетной классификации |
Объемы бюджетных ассигнований (тыс. рублей), годы |
||||||
ГРБС |
Раздел, подразд ел |
MП, пМП (подпрог рамма муницип альной программ |
ОМ (основ- ное мероприя тие) |
первый год реализации муниципально й программы |
второй год реализации муниципально й программы |
третий год реализации муниципаль ной программы |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Муниципальна я программа |
|
всего, в том числе |
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответственный исполнитель муниципальной программы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
соисполнитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
участник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 1 |
|
всего, в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель муниципальной программы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
участник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие |
|
всего, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответственный исполнитель мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие 1.2 |
|
всего, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответственный исполнитель мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов и внебюджетных источников на реализацию целей муниципальной программы (тыс. рублей)
Статус |
Наименование муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы, основного мероприятия |
Источники финансирования |
Оценка расходов (тыс. руб.), годы |
|||
очередной год |
первый год планового периода |
второй год планового периода |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
программа |
|
всего |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
областной бюджет |
|
|
|
|
||
местный бюджет |
|
|
|
|
||
внебюджетные источники <1> |
|
|
|
|
||
Подпрограмм а 1 |
|
всего |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
областной бюджет |
|
|
|
|
||
местные бюджеты |
|
|
|
|
внебюджетные |
<1> Здесь и далее в таблице внебюджетные источники - средства предприятий и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности; прочие источники.
Таблица 5
Сведения о достижении показателей (индикаторов) муниципальной программы
N п/п |
Показатель (индикатор) |
Ед. изм. |
Значения показателей (индикаторов) муниципальной программы |
Пояснение* |
|
План |
Факт |
||||
|
|
|
Муници |
пальная программа |
|
i |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По |
дпрограмма |
|
i |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* пояснение дается обязательно в случае если фактическое значение показателя (индикатора) меньше (больше) планового - указываются причины не достижения (перевыполнения) планового показателя
Таблица 6
Сведения об исполнении муниципальных программ муниципального района "Пристенский район" Курской области в разрезе подпрограмм, основных мероприятий за год
Наименование |
ЦСР |
План |
Кассовое исполнение |
Процент исполнения расходов, % |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
Таблица 7
Сведения об использовании бюджетных ассигнований бюджета муниципального района «Пристенский район» в разрезе средств бюджетов различных уровней и разделов бюджетной классификации расходов на реализацию
муниципальной программы
Источник финансирования |
Функциональная классификация расходов |
Предусмотрено законом (решением) о бюджете, тыс.руб. |
Предусмотрено муниципальной программой, тыс.руб. |
Кассовое исполнение (факт) за отчетный год, тыс. РУб. |
Процент исполнения расходов, %. |
1 |
2 |
|
4 |
5 |
5 |
ЮДЖеТ Ї\"Ї G CTOM , В Т.Ч.! |
ВСЕГО |
|
|
|
|
- средства федерального бюджета |
х |
|
|
|
|
- средства областного бюджета |
х |
|
|
|
|
- средства местного бюджета |
х |
|
|
|
|
Внебюджетные средства |
х |
|
|
|
|
Вceгo по подразделу |
|
|
|
|
|
- в т.v. средства федерального бюджета |
|
|
|
|
|
Приложение N 2 к Методическим указаниям
o разработке муниципальных программ поселка Пристень Пристенского района Курской области
TPEБOBAHИЯ
К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИІДНІАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
І. Общие положения
оценки степени достижения целей и решения задач муниципальной программы;
оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм;
оценки степени реализации основных мероприятий, достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - оценка степени реализации мероприятий);
оценки степени соответствия запланированному уровню затрат;
оценки эффективности использования средств бюджета муниципального района «Пристенский район» Курской области.
муниципальной программы, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач муниципальной программы и оценки эффективности реализации подпрограмм.
II. Оценка степени реализации мероприятий
СРм = Мв / М,
2
где:
СРм - степень реализации мероприятий;
Мв - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
При формировании методики оценки эффекгивности реализации муниципальной программы ответственный исполнитель с учетом специфики данной муниципальной программы определяет, на каком уровне рассчитывается степень реализации мероприятий на уровне основных мероприятий подпрограмм;
В зависимости от специфики муниципальной программы степень реализации мероприятий может рассчитываться:
- только для мероприятий, полностью или частично реализуемых за счет средств бюджета муниципального района «Пристенский район» Курской области.;
- для всех мероприятий муниципальной программы.
- мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95% от запланированного и не хуже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию
<1>. В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах;
<1> Выполнение данного условия подразумевает, что в случае если степень достижения показателя (индикатора) составляет менее 100%, проводится сопоставление значений показателя (индикатора), достигнутого в отчетном году, со значением данного показателя (индикатора), достигнутого в году, предшествующем отчетному. В случае ухудшения значения показателя (индикатора) по сравнению с предыдущим периодом (т.е. при снижении значения показателя (индикатора) по показателю (индикатору), желаемой тенденцией развития которого является рост, и при росте значения показателя (индикатора), желаемой тенденцией развития которого является снижение) проводится сопоставление темпов роста данного показателя (индикатора) с темпами роста объемов расходов по рассматриваемому мероприятию. При этом мероприятие может считаться выполненным только в случае, если темпы ухудшения значений показателя ниже темпов сокращения расходов на реализацию мероприятия (например, допускается снижение на 1% значения показателя, если расходы сократились не менее чем на 1% в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному).
- мероприятие, предусматривающее оказание государственных услуг (работ) на основании государственных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета муниципального района «Пристенский район» Курской области. считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей государственных заданий по объему и по качеству государственных услуг (работ) не менее чем на 95% от установленных значений на отчетный год;
- по иным мероприятиям результаты реализации могут оцениваться как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата (оценка проводится экспертно).
уровню затрат
CC , = 3ф / 3„
где:
CC , - степень соответствия запланированному уровню расходов;
Зф - фактические расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году;
3 - плановые расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году.
В качестве плановых расходов из средств иных источников используются данные по объемам расходов, предусмотренных за счет соответствующим источников на реализацию подпрограммы в соответствии с действующей на момент проведения оценки эффективности редакцией муниципальной программы.
IV. Оценка эффективности использования средств
бюджета муниципального района «Пристенский район» Курской области.
где:
ис' СРИ / CC 9
ис эффективность использования средств бюджета;
CPL - степень реализации мероприятий, полностью или частично финансируемых из средств бюджета;
CC , - степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета.
Если доля финансового обеспечения реализации подпрограммы из средств бюджета составляет менее 75%, по решению ответственного исполнителя показатель оценки эффективности использования средств бюджета может быть заменен на показатель эффективности использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
ис' СРИ / С С уз›
где:
ис ‘ Эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы;
CPL - степень реализации всех мероприятий подпрограммы;
CC - степень соответствия запланированному уровню расходов из всех
ИGТОЧНИКОВ.
V. Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
СД '
..з
Злу-j/цф t fly-j/pц
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
где:
СД ./..з' ЗПц/цц / 3 ц/цф
СД›.. - степень достижения планового значения показателя (индикатора, характеризующего цели и задачи подпрограммы);
ЗПц/ ф - значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
3П»g» - плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
где:
CPL, - степень реализации подпрограммы;
CД<.. - степень достижения планового значения показателя (индикатора),
характеризующего цели и задачи подпрограммы;
N - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы.
При использовании данной формулы в случаях, если СДр„, больше 1, значение СДо„, принимается равным 1.
При оценке степени реализации подпрограммы ответственным исполнителем могут определяться коэффициенты значимости отдельных показателей (индикаторов) целей и задач. При использовании коэффициентов значимости приведенная выше формула преобразуется в следующую:
N
1
где k; - удельный вес, отражающий значимость показателя
(индикатора ), Z ki = 1.
ЭРјј/ц СРјј/ц Х ис›
где:
ЭРЛ, - эффективность реализации подпрограммы; СРОК, - степень реализации подпрограммы;
3. - эффективность использования средств бюджета (либо - по решению ответственного исполнителя - эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы).
Эффективность реализации подпрограммы признается средней, в случае если значение ЭРЛ, составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации подпрограммы признается удовлетворительной, в
случае если значение.. составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной.
Ответственный исполнитель может устанавливать иные основания для признания эффективности подпрограммы высокой, средней, удовлетворительной и неудовлетворительной, в том числе на основе определения пороговых значений показателей (индикаторов) подпрограммы.
VII. Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы
задачи муниципальной программы.
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
C 7'l rппз 3 гпф t 3 run›
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
где:
C 7'l rппз
3 run t 3Пpjjф
C 7lrnn - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы;
3 гпф - значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи
муниципальной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
3 run - плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы.
формуле:
1
где:
C P rп - степень реализации муниципальной программы;
C /ll.. - степень достижения планового значения показателя (индикатора),
характеризующего цели и задачи муниципальной программы;
М - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи
подпрограммы.
При использовании данной формулы, в случае если C Дrппj больше 1, значение
C Дrпв› принимается равным 1.
При оценке степени реализации муниципальной программы ответственным исполнителем могут определяется коэффициенты значимости отдельных показателей (индикаторов) целей и задач. При использовании коэффициентов значимости приведенная выше формула преобразуется в следующую:
СР„ 2q
1
CД,
х k„
где: k - удельный вес, отражающий значимость показателя
(индикатора), Z ki = 1.
2* |
где:
ЭРЛ - 0,5 х С Р„ + 0,5 х J
gq х k ,
ЭР . - эффективность реализации муниципальной программы; CP . - степень реализации муниципальной программы;
ЭРЛ, - эффективность реализации подпрограммы;
k - коэффициент значимости подпрограммы для достижения целей муниципальной программы, определяемый в методике оценки эффективности муниципальной программы ответственным исполнителем. По умолчанию k определяется по формуле: kj = Фј / Ф, где Фу - объем фактических расходов из бюджета (кассового исполнения) на реализацию j-й подпрограммы в отчетном году, Ф - объем фактических расходов из бюджета (массового исполнения) на реализацию муниципальной программы;
j - количество подпрограмм.
Эффективность реализации муниципальной программы признается средней,
в случае если значение составляет не менее 0,80.
Эффективность реализации муниципальной программы признается удовлетворительной, в случае если значение 3 составляет не менее 0,70.
В остальных случаях эффективность реализации муниципальной программы признается неудовлетворительной.
Ответственный исполнитель может устанавливать иные основания для признания эффективности муниципальной программы высокой, средней, удовлетворительной и неудовлетворительной, в том числе на основе определения пороговых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы и расчета доли показателей (индикаторов) муниципальной программы, соответствующих указанным пороговым значениям, при определении
показатели СРИ